Го как инструмент воспитания стратега

В процессе игры на доске появляются камни. Для непосвященного это просто «узор», могущий вызывать ассоциации, но он еще не обучен умению выделять объекты и процессы, создаваемые камнями во взаимодействии друг с другом и с топологией доски. Искушенный го-стратег умеет видеть в этом «узоре» объекты и, что самое главное, процессы.Объекты — это группы (возможно из единственного камня) и территории со 100% детерминированным будущим. Процессы — группы, территории, силы и слабости, судьба которых определена только в той или иной мере.
Чем глубже вы погружаетесь в Го, тем большей для вас становится доля числа процессов, которые вы видите на доске, по сравнению с числом объектов. Более того, вы неожиданно открываете для себя умение «видеть невидимое», например, распознать возможность выживания в пункте 3-3, как процесс, зависящий от появления камней на доброй четверти доски, хотя в реальной игре этого может так и не случиться.
Мышление процессами — главная отличительная особенность стратегии Го, но только этого было бы недостаточно для того, чтобы рассматривать Го в качестве лучшего из инструментов воспитания стратега. Идеальная визуализируемость этих процессов, наглядное отображение процессов в виде конфигураций камней — вот что делает Го уникальной практикой для Стратега.
Тут-то на авансцену нашего сознания и выходят стратагемы. Стратагемы мягки и текучи, они востребованы именно как способы оперирования процессами, которые по определению не поддаются однозначному описанию. Для манипуляции объектами вполне достаточно свода раз и навсегда жестко заданных правил аристотелевой логики. Видимо, поэтому европейское рационалистическое мышление и пасует не столько перед сложностью, сколько перед глубиной Го.

Руслан Дмитриев

Полностью статью можно прочитать на сайте go.hobby.ru.


Просмотров: 1 212
Запись опубликована в рубрике Тексты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.